You are viewing [info]biograph's journal

Previous Entry | Next Entry

МЩ и ЮК

Naming cats
Практически все разновидности образа лирического героя Михаила Щербакова можно свести к формулировке "Нарцисс-пессимист". Тут и жадная, якобы графоманская филологическая тяга к сочинительству, которое не приносит удовлетворения ("Только я один, как всегда") и трагический поиск себя ("Что такое есть я / На фоне тех, кто машет мечом"), и иронически жестокая, почти циничная трактовка отношений общественных ("Повсюду хлам, окурки, чешуя") и исторических ("А если там нет вендетты, то ты ее учреди").

Эта маска, что забавно, противоположна маске лирического героя Юлия Кима. Нарциссизм у них общий, а отношение к жизни разнонаправленное. Лирический герой Кима классический "Нарцисс-оптимист". ("Белеет мой парус такой одинокий") Творчество последний не воспринимает как угрожающий земному существованию акт, а скорее как бесконечное радостное танго, которое он не хочет "рожать в муках". Рождается этот бесконечный поток от чистого чувства, означенного чеканной формулировкой "Ой, как хорошо, хоть песню пой!" И если герой Щербакова мучается от неопределенности самоидентификации, поиска того, чем он мог бы быть, но, увы, не есть ("это не я!" и "это не я!", "какой кошмар!"), то герой Кима с удовольствием меняет маски, роли, сюжеты, нисколько не мучаясь множеству "я". У Кима в загашнике всегда заготовлена полка персонажей, ему все нипочем. Щербаков же каждую новую маску натягивает и снимает с нажимом, его героев то и дело обвиняют во вселенских потопах, смертях, изменах, бунтах, домашнем терроризме. Он же в это время, как известно, гуляет по набережной с девушкой. Ситуация "И пошла под гром оваций перемена декораций,/ Здравствуй новый балаган" для реальности Щербакова невозможна. Здесь все не понарошку, - любая игра совершается не на жизнь, а на смерть, и не нужно никакого Гладкова или Дашкевича, чтобы вносить драматизм в сочащиеся не то кровью, не то тертой морковью кричалки и вопилки ("Бяк-бяк-бяк"). Здесь самая незамысловатая мелодийка на синтезаторе, самый пошлый мажорчик , почти наверняка разразится драмой.

У Кима мы можем встретить все сопутствующие признаки нарциссизма, - гедонизм ("Черное море", "Рио де Жанейро", "Ах, зачем я не лужайка?", "А бабочка крылышками"), авантюризм ("Остап танцует фокстрот", "Песня отважного капитана", "Рыба -кит"), эгоизм (весь "Бумбараш"), то у Щербакова все эти вещи нивилируются неуверенностью, доходящей до импотенции в деяниях, по схеме, - возьму, рассмотрю, порефлексирую, положу обратно. Движение у Щербакова всегда лишено смысла, бесцельно, не может ни к чему привести, кроме абсурда, разочарования и одиночества ("Сяду что ль в карету и поеду, в даль кося"), а все "почтальоны ушли, вероятно, в далекий поход, и один за другим, вероятно, упали с высокой горы". Поэтому верх гедонизма для героя Щербакова созерцать, как девушка ест вишневое варенье. Иначе - брожение по улицам, незапоминание имени любимой и сомнамбулическое незнание где ты, в Африке или в Австралии. Или же - отвращение от "туловища дракона" или "суставов". Романтика взорвана, - катамараны протекают, корабли тонут в бурю, в самолетах заложено взрывательное устройство, а Крым, Рим, Париж, Мадрид, и Лондон вымышлены и далеки. Кимовский призыв "купить билет на пароход" кажется просто смешным.

Тот же мировоззренческий антагонизм с искусством. Не нужно долго смаковать театр, цирк и кинематограф в версиях Кима и Щербакова, достаточно спеть подряд "Я клоун, я затейник" и "Циркача", "Синема, синема, синема" и "Кинематограф 2", чтобы раз и навсегда прочувствовать разницу, осознать последовательно блеск и нищету самолюбования. Разные полюса наблюдаются у этих двух авторов и по отношению к войне (кимовские герои иронично бесстрашны, щербаковские абсурдно умирают).

И наконец, если для Кима творческий кризис - это по случаю зашедшая хандра, повод для переживания ("Ой, не пишется ни песен, ни романсов..."), то для Щербакова - цель творчества ("Рыба", "Жалоба", "У быка голова крепка...", "Гостиница" и т.п.) Только здесь не надо думать, как бы не любоваться собой, когда очень хочется, как раз и надо восторгаться тем, что "жалок ты, не моден, и не нов".

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
[info]biograph wrote:
Feb. 3rd, 2004 07:28 am (UTC)
Да, из основного текста может быть не понятно, что я обожаю творчество обоих. Спешу прокричать это вдогонку.
[info]kukutz wrote:
Feb. 4th, 2004 04:23 am (UTC)
Re:
Рад видеть Вас в ЖЖ.
[info]biograph wrote:
Feb. 4th, 2004 04:46 am (UTC)
Взаимно :). А мы знакомы?
[info]kukutz wrote:
Feb. 4th, 2004 04:50 am (UTC)
Re:
Не очень хорошо.

По лицею, немного.

Я - Роман Иванов.

Сейчас мы более знакомы через [info]hrenka =)
[info]biograph wrote:
Feb. 4th, 2004 04:52 am (UTC)
I see!
Теперь понимаю!
И припоминаю!
[info]evr wrote:
Feb. 4th, 2004 04:58 am (UTC)
В этом тексте очень не хватает "я думаю", "мне кажется", "по моим ощущениям", "могу предположить, что" и пр. Если бы это все было, прочитать было бы занятно и любопытно.

Видите ли, если бы то, что вы говорите, существовало на самом деле, я тоже видела бы это, с такой же степенью достоверности, с какой мы, каждый из нас по отдельности, можем наблюдать одну и ту же луну или эффект выливания воды, происходящий каждый раз, когда переворачиваешь стакан. Но раз я этого не вижу, значит, это нельзя считать объективной действительностью. А из текста выходит, что будто бы так. :)
[info]biograph wrote:
Feb. 4th, 2004 05:03 am (UTC)
:)
Простите, если я вас обидел. Но это же, в некотором роде, мой журнал, а следовательно, "имховость" подразумевается :). Я ведь даже в сообщество всего лишь ссылку кинул.

А что касается луны или воды, то по-моему, она каждый раз иная. Как вам кажется?
[info]evr wrote:
Feb. 4th, 2004 05:18 am (UTC)
Что вы, разве это следовало каким-то образом из моих слов? :)
Я только описала свои ощущения, чего, по-моему, тут не хватает. Если бы было "в этой песне он показался мне", то мои ощущения были бы "надо же, как интересно людям кажется", а на категорические утверждения у меня другая реакция - "да ведь неправда же!" :)

Ну, они и вправду немного отличаются на вид иногда, но очевидно то, что некоторые их свойства можно проверить в разное время, разными людьми и свойства эти будут одинаковые. Это будут объективные свойства. :)
[info]biograph wrote:
Feb. 4th, 2004 07:20 am (UTC)
Ясно.
[info]evr wrote:
Feb. 4th, 2004 07:41 am (UTC)
Только хочу еще добавить, что, пожалуйста, и вы не обижайтесь. :)
У меня не было намерения ни обижать, ни обижаться. У меня просто удивление вызывает всякий раз, как о несуществующих вещах говорят будто о существующих, ведь если бы они и вправду существовали, то были бы известны всем. :)
[info]biograph wrote:
Feb. 4th, 2004 11:51 pm (UTC)
:)
Все в порядке. Без проблем )
[info]agens wrote:
Feb. 9th, 2004 11:54 am (UTC)
Re:
Вас еще удивляет, что люди разные, и по-разному видят одни и те-же вещи?
(Deleted comment)
[info]evr wrote:
Feb. 10th, 2004 02:39 am (UTC)
Наверное, я непонятно выразилась. Я ни единой претензии не имею к сути вашего сообщения, вам видится в авторах и в их лирических героях нечто, вы об этом пишете, и это хорошо.
Но мне показалось, будто форма вашего сообщения такова, как будто вы на самом деле думаете, что поняли, какой на самом деле Щербаков. (Я вижу тавтологию, но не могу синонима подходящего подобрать.)
Вы очень хорошо говорите - "сложное явление". Когда это сложное явление называют конкретным и окончательным словом, "вешают ярлык", как это принято говорить, например, говорят, что А - скандалист, Б - жмот, В - подлец, а лирический герой Щербакова "Нарцисс-пессимист", то мне как-то подобный написанный текст глаз режет. Мне хочется удивиться и сказать - может быть, не всегда скандалист? И не такой уж и жмот? И не каждый день нарцисс, а только по вторникам?
Простите, я больше не буду вмешиваться, уже все равно ничего не осталось сказать, как только повторять одно и то же. Если я непонятно изложила свою мысль, ну, значит, не судьба, не обращайте внимания тогда. :)
[info]evr wrote:
Feb. 10th, 2004 02:27 am (UTC)
Нет, это меня не удивляет, об этом обстоятельстве я знаю. :)
Просто некоторые люди понимают, что они видят по-своему, а некоторые думают, что видят то, как на самом деле. :)

(это не к автору исходного поста, ибо выглядит очень уж преувеличенно :)
[info]biograph wrote:
Feb. 10th, 2004 03:06 am (UTC)
Какая-то дискуссия у нас, в самом деле, неправильная. Ну ее на фиг, ладно? Было бы из-за чего рубиться, в общем-то! Давайте лучше о чем-нибудь более захватывающем поговорим, чем заниматься перепилкой опилок!

ЗЫ. Удалил свой коммент, который при повторном прочтении показался мне лишним.
[info]evr wrote:
Feb. 10th, 2004 03:12 am (UTC)
Ладно, на фиг. :)
А что у нас бывает захватывающее? Террористы? :)
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2012
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow